Летчик Василий Старощук погиб 10 июля 1943 года на Красном проспекте в Новосибирске. Это ЧП долгие годы было засекречено, а документы впоследствии уничтожены. Однако известному краеведу, научному сотруднику Музея Новосибирска Константину Голодяеву по воспоминаниям родственников и очевидцев удалось восстановить почти по минутам картину того рокового дня.
Начнем с того, что в конце 1941 года начальником летно-испытательной станции завода Чкалова был назначен знаменитый лётчик, полковник Борис Туржанский — один из первых Героев Советского Союза, получивших это звание в Испании в 1936 году. Это был самый тяжёлый военный период завода, переорганизация производства на истребители Як. Сам самолёт был ещё не доделан, а качество сборки многих машин не отвечало техническим требованиям. Отгрузка готовых самолетов постоянно задерживалась. За 24 дня мая 1943 года завод недодал фронту 45 машин. Поэтому вскоре последовали оргвыводы — Туржанский был переведён на завод № 82 в Тушино. Ну хоть не расстреляли. © Самолеты Як-7Б на аэродроме Чкаловского авиазавода. «В течение 1942 и до 1 марта 1943 годов с самолётами Чкаловского завода произошло 12 аварий и 10 катастроф. Из них шесть катастроф именно с Як-7Б. Аварии в основном касались поломок шасси. Две катастрофы произошли прямо на заводском аэродроме, что привело к гибели двух пилотов. Восемь катастроф произошли в авиаполках пятой запасной авиационной бригады», — говорит Константин Голодяев. А летом 1943-го Новосибирск потряс мощнейший взрыв. Пожалуй, сегодня самый известный в городской истории той войны. Василий Илларионович Старощук был родом из Украины. В голодный 1929 год переехал в Новосибирск, к двоюродному брату, что жил недалеко от нынешнего парка «Городское начало» в Доме инженеров строительства железнодорожного моста через Обь. Работал автослесарем, шофером в гараже НКВД, в 1935-м закончил Новосибирский аэроклуб, где и остался летчиком-инструктором. Затем семья Старощуков переехала на проспект Сталина, 53 — это за оперным театром. © Летчик Василий Старощук погиб 10 июля 1943 года на Красном проспекте. С началом Великой Отечественной Старощук подал заявление об отправке на фронт, но был оставлен продолжать обучение пилотов. «Папа ездил на работу на машине, такие колеса были со спицами, «Форд» какой-то. Когда началась война, мы эту квартиру отдали ленинградцам, а сами переехали к дедушке. Папа был очень веселый, активный человек. В аэроклубе с 1941 на 1942 год отмечали Новый год, мне было три года. Папа вышел танцевать, плясать гопака, и я за ним стал повторять те же самые движения. Зал взревел! Мне подарили коробку елочных игрушек, много лет она хранилась. Отец пел очень хорошо, веселый, был заводилой везде… Его очень любили», — вспоминал сын летчика Владимир Васильевич Старощук. В апреле 1942 года Василий Старощук всё-таки ушел на фронт. Его назначили в истребительный полк Юго-Западного Сталинградского фронта. Он совершил 30 боевых вылетов, сбил немецкий истребитель «Мессершмит», но в октябре сам был подбит, совершил вынужденную посадку, был контужен. © Все, что осталось на месте падения самолета. «Как рассказывали однополчане, поверженный враг оказался немецкой знаменитостью. Его друзья поклялись отомстить лично Старощуку. Советский пилот мужественно и умело сражался. А когда кончились патроны и топливо, решил не расставаться с самолетом, чтобы не быть мишенью под парашютом. Летчик пошел на посадку, сопровождаемый пулеметными трассами. Только коснулся земли, сбросив скорость, выпрыгнул из кабины. И в этот момент его догнало хвостовое оперение своего же самолета. Удар был очень сильным. Но Старощук остался жив», — продолжает Константин Голодяев. После госпиталя летчик вернулся в Новосибирск, подал заявление о продолжении службы в действующей армии, но с 31 декабря 1942 года был определен на завод имени Чкалова. Как рассказывал сын лётчика Владимир, 10 июля 1943 года отец уже закончил испытания, но его попросили испытать еще один самолёт. Это был Як-7Б. Выполнив упражнения, лётчик уже начал было возвращаться и шёл на снижение, как случилась авария. Поступила команда оставить самолёт, прыгать. Но внизу был город, и Старощук принял решение дотянуть. Он летел вдоль Красного проспекта, чтобы сесть на большой пустынной площади Сталина (ныне Ленина). Даже шасси уже выпустил. До площади оставалось немногим более 500 метров. — Мы, конечно, не можем представить себе мысли летчика в последние минуты его жизни, но уверен, что это у испытателей в подкорке сидит, — говорит известный писатель Игорь Маранин. — И Старощук наверняка понимал, что он не сможет увести самолет за пределы города, что единственный вариант избежать жертв и разрушений — направить машину вдоль широкого проспекта, не дать ей упасть на многоэтажные дома. Кроме того, мне кажется, он верил, что может спастись и сам. Покрышкин, кажется, дважды падал с самолетом, и оставался жив оба раза. Есть один момент в этом крушении, который меня поражает. Вся история новосибирской авиации — это череда удивительных сюжетных переплетений. Летчик Седов (тот, который совершил первый полет в истории города в 1911 г.) вернулся в Новосибирск во время войны и работал на заводе имени Чкалова, встречался с Покрышкиным! Первый городской самолет — юнкерс «Сибревком» — прилетел в город в 1923 году и среди встречающих его на аэродроме военного городка был школьник Покрышкин с товарищами. А среди мальчишек, прибежавших посмотреть на упавший самолет Старощука, оказался Борис Орлов — знаменитый впоследствии летчик-испытатель. © Фото Андрея Заржецкого. Сам Орлов вспоминал, что в тот день над Новосибирском гудело небо — везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки. Самолеты выполняли пилотаж, видимо, в военное время не очень-то придерживались правил, запрещающего сложные элементы над населенными пунктами. И тут гул мотора перешел в пронзительный вой, окончившийся глухим ударом — над крышами взметнулся столб черного дыма. Самолет упал на Красном проспекте. — Падение произошло рядом с нынешним зданием Дома быта (Красный проспект, 50). Сейчас на этом месте несколько кафе, а тогда стоял жилой деревянный дом. Як вошел в землю. От самолета, конечно, мало чего осталось. Окно квартиры вылетело, а там спал ребенок, который, к счастью, остался жив. То есть кроме самого Василия Старощука никто не погиб. Свидетели видели, как он облетал препятствия, которые были в момент самого падения, — говорит краевед Константин Голодяев. Авиационную катастрофу, произошедшую 82 года назад в Новосибирске — строго засекретили. До сих пор неизвестно, где именно находится могила Василия Старощука. Исследователь и краевед Лидия Королева, которая уже много лет изучает захоронения новосибирских некрополей, уверена, что летчика похоронили на территории нынешнего парка «Березовая роща». К сожалению, точное местоположение могилы утрачено. © Сейчас в парке «Березовая роща» идет очередная массовая рубка последних берез. Фото VN.ru. «Когда его хоронили, пришло около десяти тысяч человек попрощаться с ним. Огромная вереница в несколько километров двигалась за ним. Самолеты летали», — вспоминал ныне уже покойный сын героя-летчика. — На сегодня существует несколько версий причин аварии. Одной из популярных — остановка двигателя. Родственники Василия Старощука, ссылаясь на слова авиаконструктора Яковлева, говорили мне о некачественной перкали. В то время для обшивки самолётов ещё использовалась хлопчатобумажная ткань, пропитанная лаком. Видимо, она оторвалась и заклинила руль высоты в хвостовом оперении. Лётчик мог только неотвратимо снижаться, без возможности вертикального маневрирования, но с доворачиванием вправо и влево. Причём, угол падения практически исключал возможность приземления, — утверждает новосибирский краевед Константин Голодяев. В Музее авиации имени Покрышкина говорят, что все материалы трагедии, произошедшей 10 июля, были засекречены, а в 1958 году вообще уничтожены в соответствии с существующим законом, сотрудникам даже пришлось провести определенное расследование, чтобы выяснить, какой это был самолет, на котором разбился летчик. — Дело в том, что Як-7 выпускали на заводе с 1942 года, но в 1943-м уже начали осваивать Як-9. Предполагается, что Василий Старощук в тот роковой день испытывал серийный Як-7, — добавили в Музее имени Покрышкина. © Фото Андрея Заржецкого. Через шестьдесят лет после трагедии — 18 августа 2003 года — недалеко от места крушения самолета появилась скромная стела: «Здесь, 10 июля 1943 года, при испытании самолета Як-7 трагически оборвалась жизнь воспитанника Новосибирского аэроклуба летчика-испытателя Василия Старощука, ценою своей жизни предотвратившего гибель жителей города». «Это единственная память о моем предке, — говорит правнук героя Арсений Старощук. — Дом, в котором он жил, не сохранился, его могилы тоже нет. Уверен, поступок моего прадеда должен остаться в памяти горожан». Константин Голодяев добавил, что после проведённого им исследования, Музей Новосибирска вышел с инициативой присвоить имя Василия Старощука одной из улиц Октябрьского района, что и было сделано. А в этом году добавилось и звание «Почётный житель города Новосибирска».
Свежие комментарии