
Первая капитальная переправа между правым и левым берегом Новосибирска была задумана еще в 1930 году. Тогда было выбрано место для моста в створе улицы Сузунской, которую позже переименовали в Восход. Проект был готов к 1938 году, но стройку отложили из-за войны. Все это время новосибирцы переправлялись с берега на берег по понтону или по льду Оби.
Строительство началось только весной 1952 года. Как рассказал VN.ru сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев, мостостроители приехали в город накануне нового 1952 года. Несколько месяцев специалисты ждали, когда освободят место для стройки. «Тогда на правом берегу были склады Стальконструкции, а на месте набережной – сплошной частный сектор. Набережную строили уже в шестидесятые годы. И вот пока расселяли людей и выносили заводы, прошло примерно 4 месяца. К строительству приступили в мае 1952 года. По первоначальному плану строительство должны были начать 1950-м году, а закончить в 1954-м, Но поскольку задержалось начало, соответственно, передвинулось и окончание», – рассказал Константин Голодяев. По его словам, мост открыли в октябре, а официально сдали в эксплуатацию только после 1 декабря 1955 года. Сдать развязки, которые были спроектированы вместе с мостом, в срок не успели. По словам Константина Голодяева, в 1955 году попасть с улицы Большевистской на мост было невозможно. «Сначала мост, а потом уже все развязки – такая же история была и с Димитровским и Бугринским мостами – главное, открыть переправу. Правобережную развязку тогда сделали быстро, потому что были ещё и сэкономлены деньги. А вот на левом берегу дамба получилась с просадкой – туда как раз не хватило земли, чтобы сделать её прямой. Выезды с Немировича и Блюхера, площадь Лыщинского формировались позже», – рассказал сотрудник музея Новосибирска. Сам мост со временем стал одним из символов Новосибирска, при этом его построили не таким нарядным, каким он был задуман изначально. Мост планировали украсить торшерами со светящимися звездами, входная часть с правого берега была украшена пилонами, а с левого колоннадами. Сразу после открытия моста узкий понтон, который связывал берега Оби ниже по течению нынешнего Димитровского моста, разобрали. Он работал в город с 1941 по 1955 годы. Октябрьский мост тут же освоили студенты НЭТИ, горожанам стало легче назначать свидание и ходить в театры в правобережной части города. Напомним, Центральный мост, который станет четвертой автомобильной переправой в Новосибирске, планируют сдать к концу 2025 года без развязки на левом берегу. Мостостроители обещают открыть прямое сообщение через реку в створе улиц Ипподромская и Станционная.
Свежие комментарии